Организация альтернативной гражданской службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

В соответствии с  Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ   гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Роструд утвердил план направления граждан на альтернативную гражданскую службу в ходе призыва в октябре-декабре 2012 года:

  • 1 гражданин в Ханты-Мансийский автономный округ – Югры в бюджетное учреждение  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский клинический перинатальный центр».

8 граждан в другие субъекты:

  • 3 гражданина -  Мурманская область (оленевод);
  • 2 гражданина -  Республика  Саха (Якутия)  (оленевод);
  • 1 гражданин - Нижегородская область (санитарка-мойщица);
  • 1 гражданин - Федеральное агентство связи (почтальон);
  • 1 гражданин - Красноярский край (социальный работник).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу  в подведомственных им организациях, обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

В   Ханты-Мансийском   автономном  округе – Югре  с 2004 года по  1 ноября  2012 года 13 человек прошли альтернативную гражданскую службу из них: 11 граждан уволены по истечении срока альтернативной гражданской службы и 1 переведен по семейным обстоятельствам в другой субъект и 1 гражданин  уволен в связи с заболеванием.

На 1 ноября 2012 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре  проходят службу 8 граждан в должностях санитара и дворника, все призваны с территории автономного округа.

В автономном округе  определены рабочие места для прохождения альтернативной гражданской службы в организациях:

  • Бюджетное учреждение  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Геронтологический центр»;
  • Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида»;
  • Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершенных «Берегиня»;
  • Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения  «Фортуна»;
  • Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дом интернат для престарелых и инвалидов  «Отрада»;
  • Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница»;
  • Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Психоневрологический интернат».

Все организации обеспечены необходимым комплектом нормативной и методической документации по вопросам альтернативной гражданской службы, везде определены ответственные работники.

Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» в автономном округе соблюдаются. Должности граждан соответствует перечню, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2012 года № 77н  «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы».

В соответствии с трудовым законодательством со всеми гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, в трехдневный срок со дня прибытия заключены срочные трудовые договоры на срок прохождения альтернативной гражданской службы.

Руководители исполнительных органов государственной власти автономного округа представили предложения для формирования перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2013 год.

По состоянию на 1 ноября 2012 года в автономном округе 5 организаций выразили готовность принять граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в количестве 6 рабочих мест, без предоставления жилья.

Поступившая  информация по предложениям в перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, на 2013 год  будет представлена в Роструд 20 декабря 2012 года.

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Она предполагает выполнение наиболее трудоемких и непрестижных работ, но имеющих важное значение для общества и государства. Это могут быть организации социального обеспечения, здравоохранения, образования, защиты окружающей среды, пожарной охраны, сельского хозяйства, коммунального хозяйства, сферы обслуживания и другие бюджетные организации. Должности при несении альтернативной службы не предусматривают ношение оружия - например буфетчик, бетонщик, озеленитель, дворник, грузчик, гардеробщик, дояр, животновод, каменщик, кухонный рабочий, коневод, мойщик посуды, санитар, дворник и т.п.

Срок альтернативной гражданской службы в гражданских организациях в 1,75 раза превышает установленный законом срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц для направленных на альтернативную гражданскую службу после 1 января 2008 года.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет 18 месяцев для направленных на альтернативную гражданскую службу после 1 января 2008 года.

В срок альтернативной службы не засчитываются:

  • прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня);
  • дополнительные отпуска учащимся;
  • время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
  • время, проведенное на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Замена военной службы альтернативной гражданской службой осуществляется по личной инициативе призывника на основании его заявления с обоснованием, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Заявление призывник может подать в военкомат, где он состоит на воинском учете, в следующие сроки:

  • до 1 апреля - если он должен быть призван в октябре - декабре текущего года;
  • до 1 октября - если он должен быть призван в апреле - июле следующего года.

К заявлению призывник должен приложить автобиографию и характеристику с места работы (учебы), а также (по желанию) другие документы. Он может указать в заявлении лиц, которые согласны подтвердить, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Военкомат обязан заявление зарегистрировать и выдать призывнику подтверждающий это документ.

Заявление рассматривает призывная комиссия только в присутствии призывника.

Повестка с вызовом на заседание призывной комиссии должна быть вручена призывнику под расписку (в общем порядке).

Призывная комиссия рассматривает доводы призывника на основании:

  • его выступлений на заседании призывной комиссии;
  • выступлений лиц, которые согласились подтвердить его доводы о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • анализа представленных им документов;
  • анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

По итогам рассмотрения комиссия выносит решение о замене (или отказе в замене) военной службы альтернативной гражданской службой. Оно должно быть принято в месячный срок со дня подачи заявления призывником. Для запроса дополнительных материалов срок может быть продлен (председателем комиссии), но не более чем на 1 месяц.

Решение принимается простым большинством голосов (при участии в заседании комиссии не менее 2/3 ее членов). Комиссия должна объявить решение призывнику и выдать ему копию решения.

Кроме того, гражданину, по заявлению которого принято такое решение, должна быть вручена повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для конкретного направления его на альтернативную гражданскую службу.

В замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть отказано в случаях, если:

  • призывник нарушил срок (порядок) подачи заявления;
  • характеризующие его документы и другие данные не соответствуют его доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • в заявлении и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
  • призывник дважды вызывался на заседания комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  • ранее призывнику была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, но он от нее уклонился.

Уважительными причинами (с документальным подтверждением) неявки на заседание комиссии являются:

  • заболевание или увечье (травма), связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя либо участие в их похоронах;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли заявителя;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Гражданин, которому отказано в замене военной службы альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на общих основаниях.

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской можно обжаловать исключительно в судебном порядке.